Подросток и боязнь чужого мнения

Подросток и боязнь чужого мнения

Ребенок не смотрит на себя, в этом источник его невинности. Он видит себя в глазах родителей. Но вот, взрослея, он начинает замечать на себе взгляды других. Они куда менее нежны, чем родительский взгляд, куда менее снисходительны, а порой и безжалостны. Как жестоки могут быть дети между собой! Постепенно ребенок начинает смотреть на себя глазами других, ему кажется, что он такой, каким его видят. Он уже не знает, какой он на самом деле, — и теряет свободу.

Так возникают комплексы. Подросток стыдится себя самого и своей семьи, ему хочется быть другим. Он прячется за длинной челкой, за огромным свитером, за надменным взглядом. Ему больно принять себя таким, каков он есть, и он пытается подправить свой образ, чтобы понравиться другим. Или слиться с общей массой, чтобы его не замечали и оставили в покое.

Период отрочества — настоящее испытание. Меняется тело, меняется личность. Человек становится растерянным и беззащитным, ибо уже вышел из-под опеки родительского взгляда. Теперь приходится держать круговую оборону, а ведь ему еще даже не известно, кто он такой.

Этот период порой трагически затягивается на всю жизнь. Можно так и остаться заложником чужого мнения. И тогда уже любой поступок зависит от окружения; важнейшие решения человек принимает с оглядкой на других, лишь бы никого не задеть, не шокировать, не быть непонятым. В результате возникает паралич личности, либо впадение в крайности, когда, совершая поступки, ему не свойственные, человек может испытывать только постоянное недовольство собой, отсутствие всякого счастья. Страх перед чужим мнением, боязнь быть непонятым или понятым превратно делает личность совершенно бесплодной. Некоторые реагируют на гнет чужого мнения иным образом. Они находят сомнительное удовольствие в том, чтобы, провоцируя окружающих, демонстрировать свою независимость. Но подобные выходки также не приносят свободы.

Кого-то губит собственный взгляд на себя. Он словно выносит себе приговор, не прощая ни малейшей слабости. А все дело в том, что такие люди просто не могут примириться со своим несовершенством. Их комплекс неполно- ценности — не что иное, как завуалированная гордыня, тайное желание «быть хорошим», признанным или попросту быть любимым.

Желание быть любимым — скрытый и неосознанный мотив всех наших поступков.

Не случайно вторая заповедь предписывает любить ближнего как самого себя. Очень трудно любить себя таки- ми, какие мы есть; однако принять другого возможно, лишь приняв себя самого, приняв обращенный к нам взгляд Божий и Его любовь.

Именно об этом свидетельствует история Паскаль:

«Мое детство прошло в постоянном страхе. Моя сестра-близнец всегда и во всем опережала и унижала меня. Я была подростком с очень хрупким здоровьем и скорее напоминала не девочку, а недоделанного мальчика. Мне всегда было легче играть в мальчишечьи игры. Годы, проведенные в пансионе, ничего не изменили. Скорее наоборот: мне все меньше нравилось, что я девочка. Я никогда не носила юбок, только брюки, и была болезненно застенчивой, крайне чувствительной и впечатлительной, как говорится, не в своей тарелке. Мне всегда хотелось быть не там, где я есть, у меня постоянно менялось настроение.

Господь вошел в мою жизнь в канун Пасхи 1981 года. Во время разговора с подругой (за несколько лет до этого я перестала ходить в церковь) сердце вдруг наполнилось величайшим миром и радостью. Все изменилось. На следующий день я надела юбку, навсегда расставшись с брюками. От моей неуверенности, от моих комплексов не осталось и следа. Я так сильно ощутила любовь Господа ко мне, что по- лучила полное исцеление, чувствуя себя счастливой от того, что я женщина. Моя постоянная неуравновешенность и повышенная чувствительность совершенно исчезли, и я славлю Господа за свое новое рождение.

С того дня я знаю, как Бог любит меня, и все остальное стало неважно. Господь взрастил во мне желание давать жизнь, усыновляя детей, принимая к себе людей, искалеченных жизнью, всех, кого Он посылает. Я ощутила призвание и к духовному материнству.

Раньше я хваталась за тысячу вещей (лыжи, коньки, серфинг), лишь бы сбежать от себя. Теперь же я счастлива так, как и представить себе не могла, я — счастливейшая из женщин. И у меня только одно желание: жить по воле Божией».

Редко встретишь людей, по-настоящему свободных, не зависящих от чужого мнения, воспитывающих детей так, как они считают нужным, свободных в своих отношениях — в обществе, на работе и отдыхе.

Скольких женщин заставило сделать аборт чужое мнение! Сколько девушек пожертвовали своей невинностью, чтобы быть как все! Посмотрите на ребят, выходящих из школы: как мало отличаются они друг от друга, как цепко их держит в плену униформа.

Женщине особенно нужно немало мужества, чтобы вы- нести презрение тех, кто считает ее отсталой, или любопытство тех, кто смотрит на нее, как на ископаемое, посмей она не следовать моде.

Отрывок из книги Жозетты Круассан «Призвание женщины или Священство сердца».

Пролистать наверх