Родительские ожидания и неожиданности

Родительские ожидания и неожиданности

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс. 138: 15-16)

У меня на приёме молодая пара. Супруга рассказывает: «На втором скрининге УЗИ мы узнали, что у нас будет мальчик. А мы так надеялись на девочку. Мы расписали её будущее на полжизни вперёд, ожидали, какой она будет, что будет любить и как выглядеть». Рассказ кажется странным только на первый взгляд. Большинство родителей стремятся заглянуть в будущее своих детей, сформировать его, тем самым принимая на себя работу Бога. Вступая на этот путь, они неизбежно разочаруются, поэтому в глубине души я немного рад, когда происходит мягкое крушение планов, и родители вынуждены отказаться от своих замыслов, принимая новые условия. Этому принятию нужно только немного помочь.

Родительские ожидания – непременный источник конфликта. Он не обязательно произойдёт между родителем и ребёнком, но неизбежно случится в душе родителя. Он заключается не только в том, что ребёнок не такой, как я хотел. Я и сам ощущаю себя не таким, каким хотел себя видеть. Дети заставляют нас чувствовать себя беспомощными, сталкивают с ограничениями и немощами. По иронии, мы ненавидим тех, кто показывает нам наше бессилие, поэтому отношения с детьми рано приобретают напряжённость, означающую переплетение любви и ненависти, надежды и тревоги. Это нужно честно признать, а признав, остановиться, иначе желание формировать и переделывать ребёнка станет злом для всей семьи.

К сожалению, во многих христианских семьях родители стремятся установить диктатуру и подчинить детей. Они боятся, что без ограничений ребёнок испортится. Бегая от греха, можно так никогда не показать благодати. Бог остаётся для мироощущения ребёнка далёким строгим родителем, потому что такими же далёкими остаются мама и папа.

Проблема состоит также в том, что жизнь и личность ребёнка не могут быть объектом нашего замысла. Честно говоря, мы даже не можем нести за них полную ответственность. Приход нового человека в мир сопряжён с наличием в нём свободы воли, того, с чем считается даже Бог. Его Отцовство в отношении нас – это бытие рядом, любовь и готовность к диалогу. Бог повсюду – в Священном Писании, близких нам людях, литургии, книгах и обрывках фраз, услышанных в метро. Он постоянно обращён к нам, показывая тот максимум, который можем мы дать своим детям. Этот максимум не связан с обеспечением идеальных условий развития, он делает акцент на присутствии, посвящении себя кому-то, особой внимательности и чуткости к движениям души родного человека. Родительское внимание учит ребёнка быть внимательным к себе, замечать свой внутренний мир и черпать из него силы. Ребёнок учится видеть себя в отражении родителей, их чувств, мыслей, слов, но многие родители хотят увидеть в ребёнке отражение себя.

Я ещё раз хочу обратить на это внимание: ребёнок открывает себя через родителей, а не формируется ими. В нём совершается замысел Бога, в котором «записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Открывать самого себя – большой труд, в котором мы можем многим помочь, главное, чтобы мы не придумали для себя ту личность ребёнка, которой он не является.

Представления о воспитании начали складываться в вас намного раньше рождения первого ребёнка. Задайтесь целью осознать их. Что вы думаете о роли родителей? Какой вклад делает мама, а какой – папа? Что является основной целью воспитания? Какими средствами оно осуществляется? Должны ли принимать активное участие в воспитании бабушки и дедушки? Какими должны быть дети?  Что значит быть успешным родителем? Смело задавайте себе эти и другие вопросы. Обещаю, что ответы на них могут вас удивить.

Неплохо поделиться этими представлениями всем участникам воспитания, чтобы выработать единую линию, сгладить противоречия, достигнуть согласия, добиться целенаправленности. С чего начинается влияние родителей? Мы открываем для своих детей мир ощущений, чувств и слов, учим замечать то, что происходит внутри и снаружи, и называть это. Слова дают способность мыслить. Помогая заметить собственную душу и то, что в ней происходит, мы открываем ребёнку путь к себе и Богу. Это совершенно особый настрой. Кто пришёл в нашу семью? Какой он сейчас и каким хочет стать? О чём он мечтает? Какие способности развиваются в нём быстрее всего и приносят радость? Родительский вопрос важнее родительского ответа, потому что он учит пользоваться свободой воли и узнавать себя.

В свою очередь, узнавая своих детей, мы можем становиться для них мудрыми и опытными товарищами, но только после узнавания. Вы даже можете вести своеобразный родительский дневник. Записывайте то, что вы узнаёте о ребёнке, а также то, что вы узнаёте о себе через него. Близкие отношения открывают тайники нашей души – приятные и неприятные, нужно иметь смелость их заметить и признать. Принимаясь за работу над собой, мы делаем наилучший вклад в будущее ребёнка – рядом с ним будет родитель, который сам готов расти день ото дня, исследовать собственную душу, преображаться, показывая собственной жизнью пример духовного восхождения.

Родительство способно стать духовным путём, который ведёт нас к Богу, потому что через малых сих, доверенных нам, открывается Христос.

Максим Чекмарев. Редакция РусКатолик.

Пролистать наверх