Семья, это основа нашей жизни, основная ячейка общества, основная ячейка Церкви, которую иногда называем — домашней Церковью.
Сегодня это основная тема литургии слова.
Причем то, о чем слышим сегодня, это самые основные понятия, к которым надо бесконечно возвращаться, чтобы понимать семью.
Какие это понятия?
Во-первых, что находим в первом чтении из Книги Бытия, это слова: „И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа”.
Бог сотворил человека мужчиной и женщиной, и только мужчина и женщина могут вступать в брак и основывать семью. Сегодня даже и это некоторые пытаются оспаривать.
А потом читаем: „оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть”.
Единство семьи, это первоначальный замысел Бога. С самого сотворения человека Бог хотел, чтобы супруги были одним целом, нераздельным целом.
Злой дух пытается это испортить, помешать, разделить, разрушить.
Также эту проблему объясняет сам Иисус — „что Бог сочетал, того человек да не разлучает”.
Дорогие братья и сестры!
Семья это великий дар Бога, это первоначальный замысел Бога, и это надо уважать.
Бог благословляет семью.
Это в семье родился Иисус Христос.
Это в семье Иисус совершил первое чудо.
Семья это святой план — замысел Бога.
Поэтому и сейчас, как и во времена Иисуса, злой дух пытается семью разрушить, пытается семью разделить. Так было и так есть. Свидетельствуют об этом слова самого Иисуса — Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться — по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
Иисус прикасается к этой очень глубокой и очень серьезной проблеме. Проблеме разводов, проблеме отсутствия единства семьи.
Это проблема, которая, кроме того, что разрушает единство семьи, то еще ранит и портит всю жизнь и самим супругам и их детям.
А что делать? Ведь иногда невозможно жить в таких условиях, с таким человеком.
Конечно, бывают такие ситуации.
Но в таких случаях стоило бы спросить супругов:
Как они готовились к таинству брака? — спокойно, зрело, ответственно, не торопясь?
Как ухаживали за своими отношениями? Ездили на реколлекции супружеских пар? Участвовали во встречах для супругов? Ухаживали за своими отношениями? Заботились ежедневно об их качестве?
Как выглядел их супружеский диалог?
И наконец — молились ли они вместе?
Возможно, что где-то здесь, в ответе на какой-то из этих вопросов находится ответ — откуда кризис, откуда проблема, откуда распад семьи.
Трудно тут кого-либо судить, но стоит задуматься.
Надо делать все возможное, чтобы таких проблем не было.
На какой-то конференции для готовящихся к венчанию я слышал такую мысль — в физическом плане каждый мужчина соответствует каждой женщине — любой мужчина с любой женщиной может вступить в интимную близость. Но психически, ни один мужчина не соответствует ни одной женщине — над любыми отношениями надо работать, формировать их, корректировать.
И это ответ.
Современный мир подсказывает наоборот — надо жить вместе, чтобы попробовать близости — а вдруг что-то не так… А за отношения психические, духовные не переживай…
Это обман злого духа, из-за которого Иисус говорит: „по жестокосердию вашему он (Моисей) написал вам сию заповедь”.
По жестокосердию…
Проблема отсутствия единства супругов, это очень частая проблема.
Что делать?
Сегодня в Католической Церкви также литургическая память Пресвятой Богородицы, Царицы Святого Розария.
Предлагаю прочитать отрывок послания об этой молитве, Св. Иоанна Павла Второго.
„Розарий, всегда был молитвой семьи и о семье. Когда-то эта молитва была особенно дорога христианским семьям и несомненно способствовала их единству. Столь драгоценное наследие никак нельзя утратить. Следует вернуться к тому, чтобы молиться в семьях и о семьях, используя эту форму молитвы.
Особенно я прошу всех, кто посвятил себя пастырской опеке над семьями, с убеждением призывать к чтению молитвы Розария.
Семья, молящаяся в согласии, пребудет в согласии. Согласно древней традиции, святой Розарий представляет собой молитву, особенно способствующую тому, чтобы семья собиралась вместе, направляя взор к Иисусу, чтобы обрести способность смотреть в глаза друг другу по-новому, чтобы общаться и переживать единство, чтобы прощать друг другу, чтобы начать все сначала в согласии и любви, обновленной Духом Божиим.
Многие проблемы современных семей, особенно в экономически развитых сообществах, вызваны возрастающими трудностями в общении. Людям все труднее собраться вместе, а редкие моменты, когда им это удается, поглощены просмотром телевизора. Вновь начать в семье читать Розарий — это значит внести в повседневную жизнь образы спасительной тайны, образ Христа Искупителя, образ Его Пресвятой Матери. Семья, читающая совместно Розарий, в некоторой степени воспроизводит атмосферу дома в Назарете: Иисус находится в центре, с Ним делятся радостями и печалями, в Его руки отдают свои намерения и чаяния, Он дарует надежду и силы для дальнейшего пути.
Полезно доверить этой молитве и направление развития детей. Разве сам Розарий — не путь жизни Христа с момента зачатия до смерти, воскресения и прославления? Сегодня родителям становится все труднее понять детей на различных этапах их жизни. В обществе высоких технологий, средств массовой информации и глобализации все процессы ускоряются, и дистанция между поколениями непрерывно увеличивается. Разнообразная информация и самые неожиданные переживания быстро входят в жизнь молодежи и подростков, а опасности, грозящие им, наполняют родителей тревогой. Нередко родители испытывают глубокое потрясение, видя, как их дети не могут противостоять соблазну наркотиков и привлекательности несдерживаемого гедонизма, искушению жестокости, многочисленных примеров бесцельности и отчаяния.
Чтение молитвы Розария о детях и, более того, с детьми, приучает их с малых лет к этому ежедневному «перерыву для молитвы» семьи. Это, конечно, не решит всех проблем, но все же будет подспорьем, которое нельзя недооценивать.
Можно возразить, что Розарий кажется молитвой, не соответствующей вкусу современной молодежи. Но, возможно, подобное возражение опирается на представление о небрежном чтении молитвы. В остальном, при сохранении ее основной структуры, ничто не препятствует обогатить чтение молитвы Розария для детей и молодежи, как в семье, так и в группах,
необходимыми символическими и практическими элементами, которые помогут им лучше понимать и ценить Розарий.
Почему же не попытаться это сделать?
Активное пастырское попечение над молодежью, увлеченное и творческое, способно с помощью Божией сделать что-то действительно значимое, и Всемирные молодежные встречи прекрасно показали мне это. Я уверен, что если правильно представить Розарий, молодежь сможет вновь удивить взрослых, приняв эту молитву и молясь посредством нее с энтузиазмом, свойственным молодому возрасту”.
Вот это слова Св. Иоанна Павла Второго.
Давайте попробуем, пусть каждая семья сегодня, помолиться вместе хотя бы одной тайной розария.
о. Марэк Ящковски, Сургут