Воля Бога и наша воля

Воля Бога и наша воля

Удастся ли нам когда-нибудь достичь такой глубины веры, чтобы полностью припасть ко Христу? Это зависит от глубины нашего желания во всем исполнять Его волю и от связанного с этим распятия воли собственной. Припасть ко Христу означает подчинить свою волю Его воле. Духовная жизнь осуществляется в постоянном напряжении между волей Бога и волей человека. Это напряжение возникает оттого, что мы постоянно вращаемся вокруг собственной воли, вокруг того, что удобно для нас, хотя и знаем заранее, что наши планы и желания, наши стремления отнюдь не совпадают с тем, чего хочет Бог.

Человеку свойственно защищать свои желания, если им что-то угрожает. Он может защищаться сознательно, отказываясь подчиниться воле Бога, или же это может быть бессознательный процесс, зачастую принимающий форму защитного механизма рационализации. Механизм этот ясно показывает, как много в наших желаниях и действиях искания собственной воли. В чем же заключается защитный механизм рационализации? Это бессознательная подмена мотивации — мы неосознанно приписываем нашим действиям те мотивы, которые нам нравятся, и одновременно отбрасываем подлинные мотивы, поскольку они нам неприятны. В переводе на обычный язык, можно сказать, что к тому, что мы делаем для осуществления своих планов и намерений, мы притягиваем некую самооправдательную теорию, которая должна нас успокоить.

Классический пример, иллюстрирующий такую защитную систему, — ситуация, в которой мать защищает своего сына от невестки. Если будет действовать защитный механизм рационализации, мать будет совершенно уверена, что руководствуется исключительно любовью, что она имеет на это право, поскольку она — его мать, и хочет ему добра. В этом случае обыкновенный эгоизм материнской любви прячется за бессознательным защитным механизмом и за притянутой субъективной теорией, оправдывающей такую позицию. Если мать ведет себя так, она практически не способна осознать тот факт, что в своем сыне она любит саму себя, что она разбивает семью, что ей нужно отойти в сторону или даже встать на сторону невестки.

Защитный механизм рационализации именно потому и является столь мощной, почти неприступной «крепостью», что он бессознателен. Как часто каждому из нас приходится придумывать разные теории, оправдывающие наше сомнительное поведение. Мы говорим себе: «Но я же должен отдохнуть, я не могу сейчас этим заниматься, ведь я имею на это право, ведь они несправедливы ко мне, ведь я вынужден защищаться», и т.д. Даже тогда, когда ты в значительной степени посвящаешь себя так называемой любви, апостольству, благородным интересам, у истоков этого может лежать сокрытый и неосознанны и эгоизм. 14 Это из-за эгоизма наша внутренняя жизнь проходит в постоянном напряжении между нашей волей и волей Бога.

Если жить верой — означает припадение ко Христу и к Его воле, то искание собственной воли — худшее из всего возможного. Это источник зла и греха, источник нашего несчастья и порабощения. Припадая ко Христу и Его воле, мы, тем самым, соглашаемся на то, чтобы Он разрушал наши планы, менял их по-Своему, когда Его воля не совпадает с нашей. События из жизни святых полны примеров того, как Бог разрушает человеческие планы, чтобы воля человека могла слиться с Его волей.

Отрывок из книги: о. Тадеуш Дайчер — Размышления о вере

Пролистать наверх