Почему я не могу справиться с истерикой ребёнка?

«Внешнее становится внутренним». Снова и снова я напоминаю студентам и клиентам: прежде, чем усомниться в своей нормальности, прежде, чем сказать себе «я плохой…, неудачник», пожалуйста, задайте себе вопрос: «У меня был «такой» опыт, я «этому» вообще где-то учился?»

Как осваивает новый опыт ребёнок:

1. Он вначале «это» видит. Различает.

2. Если он здоров и у него есть «способность воспроизводить» — он будет пытаться этот опыт повторять. Зеркалить. И он делает действие вместе с нами.

3. Он научается «понимать», из чего состоит опыт, это действие или навык, для чего он.

4. Он «регулирует» своё поведение, если ему безопасно, делает сам.

Если упростить: я учусь за счёт того, что вижу, делаю вместе с кем-то, делаю сам.

Это касается любого научения у взрослых и детей.

А когда меня родители спрашивают «ну почему я не могу справиться с истерикой ребёнка» (понять ребёнка, играть с ребёнком….), я задаю вопрос: а был у вас опыт, когда вам самим кто-то помогал справиться со сложными чувствами?

Давал ли ощущение «я с тобой, что бы ни происходило»?
Объяснял, что с вами происходит?
Было ли в детстве ощущение, что взрослые могут выдержать любое ваше напряжение?
Был ли кто-то внимателен к вашим эмоциям?
Вы видели, как ваши родители справляются со своими чувствами: что они делали, когда злились, когда боялись, когда тревожились?
Вы можете идентифицировать свои эмоции?
Вы нарабатывали алгоритм своих реакций?
Вы готовы учиться этому?
Что сделаете в первую очередь?

Внешнее становится внутренним. То, что мы назовём саморегуляцией, вырастает из «регуляции», из опыта, который мы получаем «об кого-то».

Конечно, если мы сами простраиваем для себя колею — это непросто. Но тем, кто за нами по ней будет идти — ехать — будет намного легче.

Это нормально — «не уметь», если не было опыта. Это нормально — даже не предполагать, что «так можно», если этого не было вообще в картинке реальности. И мы нормальны. Но мы же можем — независимо от того, что было в прошлом, сейчас расширить свои «контуры нормы». Внести это в свою зону ближайшего развития. И учиться. И дети будут учиться вместе с нами.

И прежде чем сказать своему ребёнку «возьми себя в руки», давайте все же убедимся, а мог ли он успокоиться у меня «в руках». А видел ли он, как успокаиваюсь я? И зрел ли он настолько, чтобы у него было то, «чем» можно «воспроизвести» это — взять себя в руки.

Автор: Светлана Ройз (Проект ПРОродительство)

Пролистать наверх