Супружеская клятва: что это?

Супружеская клятва: что это?

Что означает клятва супружеской верности?

Катехизис Католической Церкви (ККЦ, 1646) учит:

«Супружеская любовь по своей природе требует от супругов нерушимой верности. Это — следствие обоюдного дарования себя, которое совершают супруги. Любовь должна быть постоянной. Она не может быть «временной». Этот глубокий союз и обоюдный дар двух личностей не менее, чем благо детей, требует полной верности супругов и нерасторжимости их единства».

Верность — это естественное выражение настоящей любви и дружбы. Все народы ценят её, хоть встречаются люди, не хранящие верности. В дословном значении она выражается в том, что мы не предпринимаем половых контактов с третьим лицом. Такие контакты наносят большую обиду супругу, и поэтому называются супружеской изменой. Верность подтверждает и выражает любовь к супругу и уважение к половой жизни, которая лишь в браке может стать проявлением настоящей любви. Вне брака она полна лжи, так как не является настоящим благом человека, который становится лишь сексуальным партнёром.

В более широком смысле верность выражается во всём, что служит для развития супружеской любви и семейной жизни. То есть измена может заключатся не в половой жизни, а в отсутствии уважения к человеческим потребностям супруга.

Папа Павел VI так пишет о супружеской верности:

«Даже если эта супружеская верность неоднократно сталкивается со сложностями, никому нельзя считать её недостижимой; наоборот, она всегда благородна. Примеры многочисленных супружеских пар на протяжении столетий доказывают, что любовь не только соответствует природе брака, но и является источником, из которого исходит глубокое и постоянное счастье» (Humanae vitae, 9).

Клятвой верности супруги берут на себя обязательство соблюдать заповедь «Не прелюбодействуй», которая означает запрещение половых связей, даже мимолётных, с кем-либо, кроме супруга. Христос говорит об этом так: «Кто разведётся с женою и женится на другой, тот прелюбодействует… и если жена разведётся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» ( ср. Мк 10, 11-12).

Шестая заповедь в широком смысле охватывает также другие вопросы сексуальной этики, так как всякий моральный беспорядок в этой области разрушает ценность брака, а именно эту ценность охраняет заповедь «Не прелюбодействуй».

К чему обязывает супругов торжественная клятва супружеской честности?

Честностью называют праведность, добросовестное отношение к своим поступкам. Клятва супружеской честности касается честности в половой жизни, составляющей сущность брачного союза. В ней должно проявляться уважение к супругу, к его потребностям, желаниям и проблемам. С другой стороны, супруги обещают друг другу заботиться о сохранности морального порядка. Об этом пишет Папа римский Павел VI (Humanae vitae, 13):

«Следует обращать внимание на тот факт, что половая жизнь, навязанная супругу без учёта его состояния и обоснованных желаний, не представляет собой акта любви, и поэтому противоречит требованиям морального порядка во взаимосвязях супругов».

Ни муж, ни жена не должны принуждать супруга к половой близости, а также не должны отказывать друг другу в ней без серьёзных причин. Все супружеские пары стремятся к естественной близости, то есть нормальной половой жизни, потому что только она может привести к полному одарению супругов друг другом без недомолвок и исключений. Это абсолютно всеобщее стремление выражает глубокую потребность человека и соответствует моральному порядку, установленному Богом, — Создателем и Отцом.

Супруги имеют постоянное, непрерывное право на проявление любви друг к другу в половой близости. Они имеют также право воздерживаться от неё при обоюдном согласии, согласно учению святого апостола Павла:

«Муж оказывает жене своей должное расположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (ср. 1 Кор 7, 3-5).

Право на временное воздержание даёт супругам возможность планировать зачатия, сохраняя супружескую честность. Если у супругов имеются веские причины, чтобы в данное время не дать начало новой жизни, они могут воздержаться от половой близости в дни, когда жена может забеременеть. Такое планирование зачатий — проявление честности по отношению друг к другу.

Супружеская честность нарушается при прерванном половом акте, а также при использовании мужем или женой каких-либо противозачаточных средств.

Таким образом, давая клятву супружеской честности, супруги обещают друг другу, что их половая близость не нарушит морального порядка, что в ней они с уважением отнесутся к человеческому достоинству друг друга, и, с другой стороны, она будет нормальной, тем более, что это отвечает их глубочайшим потребностям.

Что означают слова: «и не покину тебя до самой смерти»?

«Любовь супругов требует, по самой своей природе, единства и нерасторжимости созданного ими личностного сообщества, охватывающего всю их жизнь… Для брака существенны единство, нерасторжимость и открытость плодоношению» (ККЦ, 1644 и 1664). Брак определяет глубочайшая общность жизни и любви. Забота о благе человека, которому мы клянёмся в любви, требует оставаться с ним в хороших и плохих условиях, помогают в этом обстоятельства или нет.

Святой апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив её муж; если же муж её умрёт, свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе» (ср. 1 Кор 7, 39).

Эти слова относятся к неразрывности брачного союза. Действительный и законный брак может быть разделён лишь смертью одного из супругов (Кодекс Канонического Права, Каноны 1134 и 1141)«Второй брак, заключаемый разведённым при жизни законного супруга, противоречит замыслу Бога и Его Закону, о котором учил Христос» (ККЦ, 1665).

Почему в Католической Церкви нет разводов?

В Католической Церкви нет разводов, потому что брак нерасторжим. Брак представляет и воплощает тайну неразрывной связи Христа в Церковью. В письме к Ефесянам святой апостол Павел пишет:

«Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (ср. Еф 5, 21-23).

«Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (ср. Еф 5, 25).

«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя» (ср. Еф 5, 28).

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (ср. Еф 5, 31-33).

Из книги «Они уже не двое, но одна плоть» К. Майсснер OSB, Б. Сушка.
Пролистать наверх