Развитие вашего ребёнка: Отношение к Богу

Bez nazvaniya

Учась в колледже, я получил первое представление о мореходстве. Помню,  как удивился, когда узнал, что направление движения судна определяется не направлением ветра, а положением паруса. В некотором смысле отношение к Богу подобно парусу в жизни ребенка. Какими бы ни были условия жизни, именно отношение ребенка к Богу определяет его реакцию на эти условия.

Книга  Притчей 9:7-10  противопоставляет реакцию кощунника на обличение  и наставление реакции мудрого человека: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, что- бы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого — разум». Стих 10 помогает нам увидеть, что же в конечном счете определяет реакцию ребенка. Страх Господень делает ребенка мудрым, и мудрость определяет то, как он реагирует на наказание.

Отношение к Богу

Схема, которая приводится ниже, представляет ребенка как существо, со- стоящее в завете с Богом. Здесь я имею в виду то, что все люди имеют опреде- ленную ориентацию по отношению к Богу. Каждый по существу религиозен. Дети всегда кому-то поклоняются. Либо они поклоняются Иегове, либо они поклоняются идолам. Они никогда не занимают нейтральной позиции. Ваши дети пропускают все, с чем они встречаются в жизни, через религиозное сито.

gg

В Послании к римлянам 1:18-19 написано: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им». Все люди обладают ясным откровением, данным им от Бога, которое напоминает им об истине, однако нечестивые люди подавляют в себе эту истину. Они отказываются признать то, что Бог сделал явным для них, и не желают покориться Ему. Далее Павел говорит, что хотя они знают Бога, однако не прославляют Его как Бога; их захватывают суетные мудрствования, и, в конце концов, они начинают поклоняться идолам.

Говоря языком первой главы Послания к римлянам, ваши дети либо откликаются с верой на голос Божий, либо подавляют истину неправдой. Если они откликаются с верой на Божий призыв, то находят удовлетворение в познании Бога  и служении Ему. Если же они подавляют истину неправдою, то, в конце концов, будут поклоняться и служить твари вместо Творца. Именно это я имею в виду, когда говорю о том, что люди от рождения обладают определенной направленностью по отношению к Богу.

Одно из двух

В левом верхнем сегменте на схеме изображен ребенок, поклоняющийся единому истинному Богу. Стрелка, направленная вверх, показывает ориентацию его сердца: он хочет знать Бога и служить Ему как можно лучше. Стрелка, направленная вниз, отображает действия Бога, которые поддерживают и ободряют Его чадо. В правом нижнем сегменте изображен ребенок, занимающийся идолопоклонством. Он поклоняется не Богу, а земным вещам, которые не могут при- нести ему удовлетворения.

Вполне возможно, что маленький ребенок не осознает своей религиозной ориентации, однако он никогда не занимает абсолютно нейтральной позиции. Бог создал человека по образу Своему и вложил в него стремление к поклонению. Даже будучи маленьким ребенком, он поклоняется и служит либо Богу, либо идолам.

Давид напоминает нам об этом в Псалме 57: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь» (стих 4). Слова Псалма

50 хорошо известны нам: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня    мать моя» (стих 7). Эти стихи очень поучительны. Даже младенец, находящийся   во чреве матери, грешен и отделен от Бога. Мы часто слышим, что человек становится грешником, когда он грешит. Библия же учит нас, что человек грешит потому, что является грешником. Ваши дети никогда не бывают нравственно ней- тральны, даже в первые минуты жизни.

Подтверждение тому, что необходимо наказывать детей, мы находим в 22-й главе Книги Притчей: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» (стих 15). Смысл данного стиха в том, что не все в порядке с сердцем ребенка, и оно нуждается в исправлении. Средством исправления является не только изменение домашней обстановки, но и работа над сердцем ребенка.

Сердце не остается безучастным

Дети никогда не занимают нейтральной позиции, поскольку они поклоняются либо Богу, либо идолам. Эти идолы представляют собой не какие-то деревянные или каменные скульптуры, а невидимые привязанности сердца. Для их описания Библия использует следующие термины: страх перед людьми, злые помыслы, по- хоть и гордость. Сюда также входят: подражание миру, плотские помышления и любовь к земному. Мы говорим здесь о любых мотивах, желаниях, потребностях, стремлениях, надеждах и ожиданиях, которые управляют сердцем ребенка. Пом- ните о том, что их присутствие не обязательно должно быть ясно и четко выражено.

Реакция детей на все происходящее в их жизни напрямую связана с их от- ношением к Богу. Либо они реагируют на события как дети веры, которые знают Иегову, любят Его и служат Ему, либо они реагируют как неразумные, неверующие дети, которые не знают Бога и не служат Ему. Дело в том, что дети реагируют на все, что происходит в их жизни. Они не остаются безучастными. Они не просто совокупность всего того, что вы и я вложили в них; они взаимодействуют  со всем происходящим в жизни либо в соответствии с истинным заветом веры,  либо в соответствии с идольским заветом неверия.

Кому будет поклоняться ребенок?

В этом вопросе должна быть полная ясность. Воспитание детей заключается  не просто в том, чтобы вложить в них как можно больше хорошего и доброго. И дело не только в создании благоприятной семейной атмосферы и поддержании хороших отношений между ребенком и его родителями. Есть еще и другое измерение. Ребенок взаимодействует с живым Богом. Либо он поклоняется и служит Богу и возрастает в практическом познании сущности Бога, либо он  пытается найти смысл жизни, не имея никакой связи с Ним.

Если ребенок живет подобно безумцу, который сказал в сердце своем: «Нет Бога», то он, тем не менее, не перестает поклоняться; просто он поклоняется не Богу, а кому-то или чему-то другому. Одна из задач, стоящих перед родителями, заключается в том, чтобы наставлять своего ребенка, как творение, которое создано для поклонения, указывая ему на Того, Кто один достоин поклонения. Вопрос не в том, будет ли ваш ребенок поклоняться, а в том, кому он будет поклоняться.

Смысл воспитания

Данная книга отличается от всех остальных книг, посвященных воспитанию детей, именно в данном вопросе. Большинство книг написано с той целью, чтобы помочь вам сделать все возможное для окружения вашего ребенка конструктивным, положительным влиянием, формирующим его личность. Все советы и творческие идеи направлены на то, чтобы окружить ребенка самым лучшим и наиболее согласующимся с Библией влиянием, надеясь при этом, что он позитивно от- реагирует на ваши старания и вырастет хорошим человеком. Я излагаю здесь не только некоторые идеи, касающиеся библейских принципов жизни, но и практические подходы к воспитанию ребенка, которые непосредственно связаны с работой над его сердцем.

Помните о том, что написано в Книге Притчей 4:23. Сердце является источником жизни. Воспитание не может ограничиваться только лишь созданием благоприятной внешней среды. Оно должно достигать сердца ребенка  и управлять  им. Поступки, которые ребенок совершает в своей жизни, берут начало в его сердце.

Я заинтересован в том, чтобы помогать родителям, побуждая их принимать самое активное участие в сражении, которое происходит на самом маленьком поле боя этого мира – в сердце ребенка. Вам нужно вовлекать ваших детей в эту битву, потому что они являются творениями, созданными по образу Божию. Они смогут найти удовлетворение и счастье только тогда, когда будут знать живого Бога и служить Ему.

Задача, которую вы берете на себя, воспитывая детей, всегда связана с обо- ими вопросами, отображенными на вышеприведенных схемах. Вы хотите окружить своих детей самым лучшим влиянием, которое только возможно. Вы хотите так организовать семейную жизнь, чтобы обеспечить их тем чувством стабильности и безопасности, в котором они нуждаются. Вы стремитесь к тому, чтобы от- ношения между членами вашей семьи были на высоте, чтобы они отражали благодать Божию и Его милосердие к падшим грешникам, которые являются неотъемлемой частью божественного характера. Вы хотите, чтобы мера наказания, которому вы подвергаете своих детей, соответствовала проступку и отражала от- ношение святого Бога ко греху. Вы хотите, чтобы ваши семейные ценности были наполнены библейским смыслом. Вы хотите контролировать ход событий, чтобы в вашем доме всегда царил полный порядок, а не хаос. Вы хотите, чтобы ваш ребенок постоянно находился в нормальной, здоровой атмосфере.

Когда все сказано и сделано и все важные, уже обговоренные нами требования выполнены, воспитание не заканчивается. Ваш ребенок представляет собой продукт не только различных факторов, оказывающих на него свое влияние. Он взаимодействует со всем происходящим вокруг. Он реагирует на внешние факторы в соответствии с характером тех решений, которые он самостоятельно принимает. Либо он с верой отзывается на доброту и милость Бога, либо проявляет неверие. Либо он все больше и больше любит живого Бога и доверяет Ему, либо все  в большей степени впадает в различные формы идолопоклонства и самонадеянности. Важно не только то, каким внешним воздействиям, оказывающим влияние  на формирование личности, подвергается ребенок в своей жизни, но и то, как он относится к Богу, когда подвергается этим внешним воздействиям.

Поскольку именно отношение сердца вашего ребенка к Богу определяет его реакцию на события, происходящие в его жизни, вы никогда не должны думать, что его проблемы являются просто следствием недостатка зрелости. Эгоизм не уходит с возрастом. Противление власти и авторитету не исчезает с годами. От всего этого ваш ребенок не избавится, когда повзрослеет, потому что подобные черты характера отражают не незрелость, а идолопоклонство его сердца.

Альберт был в детстве обманщиком. Он делал подлости и ябедничал за спи- ной своего отца. Он лгал даже тогда, когда это не приносило ему никакой выгоды. Часто он воровал деньги у своих родителей. Его отец утверждал, что такое поведение является следствием незрелости. Отец был прав в отношении незрелости Альберта. Действительно, Альберт был незрелым как личность, однако данное обстоятельство не было причиной того, что ему нельзя было доверять. Причина, по которой ему нельзя было доверять, заключалась в том, что он был грешником. Этот мальчик пытался найти смысл жизни без Бога. В идолопоклонстве своего восстания против божественного авторитета и своей решимости быть самому авторитетом для себя он превратился в человека, которому нельзя было доверять. Отец Альберта не мог помочь своему сыну до тех пор, пока не увидел, что его поведение отражало состояние его сердца, которое отступило от Бога.

Важность правильного отношения к Богу

На примере библейских персонажей мы видим, что внешние факторы, оказывающие определенное влияние на ребенка, не обусловливают на все сто процентов развития его личности. Вспомните Иосифа. Все, что с ним происходило в детстве, было далеко от идеала. Его мать умерла, когда он был совсем маленьким. Он был любимчиком своего отца. Его сны возбудили в его братьях ненависть  к нему. Он еще больше отдалился от них, когда отец подарил ему разноцветную одежду. Этот подарок как бы поставил его выше всех остальных детей в семье. Братья Иосифа предали его. Он был брошен в ров. Проходившие мимо работорговцы купили его, чтобы затем продать и получить прибыль. Находясь в доме Потифара, он испытывал трудности вдвойне, несмотря на свою честность и благо- родство. Он был посажен в тюрьму. И даже там он был оставлен и забыт теми,  кому оказал помощь. Можно предположить, что Иосиф превратился в человека, сердце которого было преисполнено горечи, цинизма, обиды и злобы. Если чело- век является лишь продуктом внешних факторов, формирующих личность, то обстоятельства жизни должны были полностью исковеркать характер  Иосифа.  Но что же мы видим? Когда его братья пришли и пали перед ним на колени, прося о помиловании, то он ответил им: «Не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышлял против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей. Итак не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их» (Быт. 50:19-21).

Как мы можем объяснить поведение Иосифа? Находясь в трудных обстоятельствах, он полностью доверился Богу. Бог сделал из него человека, который имел близкие отношения с Ним и реагировал на все происходящее соответствующим образом. Он любил Бога, и его сердце было вполне предано Ему. Не внешние факторы придавали направление его жизни, а неизменная любовь и милость Бога, Который был в завете с ним.

А что вы скажете о маленькой девочке, служившей жене Неемана? Вражеские солдаты оторвали ее от семьи, жившей в Израиле, и сделали ее служанкой арамейского военачальника. Она была частью военной добычи. Факторы, оказывавшие влияние на формирование ее личности, были весьма далеки от идеала, однако она оставалась верной Иегове. Она знала силу Божию. Она также знала, где жил пророк в Израиле, и рассказала о нем, когда ее господин стал нуждаться   в исцелении. Царь израильский не знал этого пророка и не имел глубокой веры в могущество Бога. Он отреагировал на болезнь и приход Неемана со страхом и неверием (прочитайте 4 Царств 5:6-7). Почему же эта девочка отреагировала иначе, чем он? Совершенно ясно, что формирование личности не ограничивается влиянием внешних факторов. Библия ставит в пример девочку, которая сохранила веру в Иегову, несмотря на трудные обстоятельства, в которых она воспитывалась.

Заключение

Мы закономерно приходим к следующему выводу. На ваших детей оказывают влияние два основных фактора: внешние обстоятельства жизни и ориентация ваших детей по отношению к Богу. Поэтому воспитание должно касаться и того,     и другого. Вы, как родители, должны заботиться о том, чтобы организовать внешние условия жизни, оказывающие влияние на ребенка, которыми вы можете управлять (многие обстоятельства, однако, неподвластны вам, как, например, смерть и так далее). Во-вторых, вы обязаны активно направлять сердца ваших детей к Богу. Делая все это, вы должны молиться, чтобы Бог действовал через   вас, используя ваши усилия и управляя реакцией ваших детей, чтобы они вырос- ли людьми, знающими и почитающими Бога.

Схемы 2 и 3 помогут вам лучше понять задачи, стоящие перед вами как родителями. Помимо заботы о том, чтобы окружить ваших детей самым лучшим влиянием, согласующимся с учением Библии, вы должны наставлять их сердца, направляя их к познанию Бога и служению Ему.

В следующей главе мы будем исследовать основы воспитания детей. Что значит для родителей быть Божьими представителями в  семье? Какова суть за- дач, стоящих перед вами? Каков смысл наказания и исправления?

Источник: Тед Трипп — Как быть пастырем своего ребенка?

Пролистать наверх