Мужчина и отцовство

Мужчина и отцовство

Желая глубже понять мужчину, необходимо задуматься над его отцовством. Почему? Потому что мужчина создан, предназначен и — можно так сказать — наделен всем необходимым для выполнения функции отца. От того, в какой мере он выполняет эти функции (в широком смысле), зависит его польза и значимость для общества, а также его удовлетворенность собственными жизненными достижениями. Можно смело сказать, что мерилом качества жизни каждого мужчины, независимо от того, создал он семью или нет, является его отцовство. Думаю, что Папа Римский — прекрасный тому пример, и не случайно его называют Святейшим Отцом. Точно так же мерилом величия женщины является ее материнство. И снова можно привести пример матери Терезы из Калькутты. Хочу повторить, что ни Святейший Отец, ни мать Тереза не могли бы сделать для других всего, что сделали, если бы имели собственные семьи. Более того, им нельзя было бы этого делать, так как их отцовство и материнство должно было бы в значительной степени ограничиться собственной семьей. Семья накладывает существенные ограничения на возможность общественной деятельности. Здесь можно заметить глубокий смысл безбрачия священников католической Церкви. Именно благодаря целибату перед священником открываются неограниченные (женой и детьми) возможности отцовства в широком смысле — быть духовным отцом для других. Только бы молодые мужчины, решаясь на принятие священства, расценивали безбрачие не как наказание Божие и лишение их прав на эротические переживания, на создание собственной семьи, а именно как шанс для реализации в их жизни широко понятого отцовства.

Отцовство — это важная и серьезная тема. От того, какие у нас мужчины, мужья и отцы, зависит очень многое. От этого зависит значительная, существенная часть воспитания наших детей и молодежи. Особенно это касается формирования их отношения к жизненно важным проблемам. А от этого, без преувеличения, зависит будущее нашего мира. Если место, которое в воспитании ребенка зарезервировано для отца, пытается занять кто-то другой, то останется пробел, и его уже ничем не заполнишь. Это отсутствие, этот пробел, эта брешь наложит свой отпечаток на личность ребенка. Я не хочу приуменьшать незаменимую роль матери, просто здесь обращаю внимание на то, какое значение для ребенка имеет отец. Отсутствие в семье хорошего отца имеет решающее значение в возникновении многих общественных патологий.

Проблемы мужественности и отцовства имеют значение не только с точки зрения блага семьи, но и с точки зрения блага Отечества и веры. Это относится как к положительной стороне вопроса — хорошее отцовство хранит, спасает, отстраивает и обновляет названные ценности, — так и к отрицательной — плохое отцовство все это разрушает. Трудность состоит в том, что в нашей культуре не существует абсолютного идеала мужчины, идеала отца. Мужчина перестал быть главой семьи, зачастую уже не является единственным кормильцем, перестал быть защитником, перестал выполнять особые задачи и обязанности в семье и в обществе.

А кем он стал? И тут начинаются проблемы. То, что я скажу об отцовстве, следует из моего собственного жизненного опыта, моих размышлений, встреч с разными людьми, а также из соответствующей литературы. Уже 22 года я являюсь счастливым мужем и отцом троих детей. У меня очень много знакомых, большинство из которых имеют крепкие, любящие семьи. Но это вовсе не означает, что у них нет проблем, в том числе и с отцовством. Источником моих знаний об отцовстве, к сожалению, обычно неудавшемся, являются также беседы в семейной консультации, в которой мы с женой работаем уже почти двадцать лет. Эти беседы укрепляют нас в убеждении, что существенным элементом, сопутствующим кризису семьи, является кризис отцовства.

Понятие «отцовства»

Говоря об отцовстве, задумаемся, в чем оно состоит с формальной точки зрения и как оно воплощается в жизнь. Серьезное и ответственное отношение к отцовству включает в себя следующее: работа над собой, подготовка к роли отца; выбор жены — матери своих будущих детей и постоянная забота о ее развитии; создание условий для прихода детей в мир (создание семьи); выбор наиболее подходящего момента для зачатия ребенка; участие в зачатии; содействие развитию ребенка в дородовый период; участие в родах (некоторые считают, что отцу необязательно физически присутствовать при рождении ребенка, но нужна хотя бы духовная поддержка при родах); далее, участие в воспитании детей, обучение их пониманию мира, постепенное введение в мир взрослых; установление дома правил, которые обеспечивают чувство безопасности и стабильности; руководство семьей, вплоть до того момента, когда ребенок покидает родителей. Но даже тогда мужчина не перестает быть отцом. Более того, его дальнейший образ жизни оказывает огромное влияние на то, насколько он достоин доверия в глазах детей и как долго они будут верны привитым им идеалам. Неоднократно мы встречаемся с парами, которые для «блага» своих детей запланировали развод «на потом», когда дети уйдут из семьи. Они действительно думают, что тогда уже их развод не повредит детям. И не отдают себе отчета в том, что тем самым разрушают внутренний мир своих уже взрослых детей и ставят под вопрос ту иерархию ценностей, которую в течение всей жизни создавали в них.

Таким образом, отцовство состоит не только в том, чтобы плодить и воспитывать детей, — это задание, требующее усилий в течение всей жизни.

Отцовство можно рассматривать в различных аспектах. Есть так называемое биологическое отцовство, когда отцом считается тот, кто биологически принимал участие в зачатии ребенка. Казалось бы, что поскольку биология однозначна и не зависит ни от религии, ни от политических взглядов, то не должно быть никаких проблем с определением биологического отцовства. Однако в жизни все не так просто. Так было бы, если бы человек не внес беспорядка в сферу половой жизни. Ввиду все более распространенных внебрачных половых связей, зачастую со случайными людьми (не говоря уже о «групповых» развлечениях), иногда действительно бывает очень сложно определить, кто является биологическим отцом ребенка. Парадоксально, но медицине проще исключить отцовство, чем доказать. Другое сомнение в области биологического отцовства появляется из-за распространенной технологии искусственного оплодотворения, когда зачастую пользуются услугами анонимных доноров спермы. Здесь трудно бывает даже определить, кто является матерью ребенка. Та ли это женщина, которая дала

яйцеклетку вместе со всем генетическим материалом, или же та, которая «дала напрокат» свою матку, вынашивала в течение девяти месяцев и родила ребенка? Хотелось бы отметить, что первая из них будет «предком» ребенка, а вторая — родной матерью. Но может появиться еще и третья мать — няня… Безусловно, этих проблем никогда не было бы, если бы человек своими действиями вписывался в законы природы, а не ставил себя выше, пытаясь установить свои собственные законы. С точки зрения христианства — это попытка занять место Творца и узурпировать власть над природой.

Есть еще законное отцовство — отцом является тот, кому ребенок приписан по закону. И, наконец, по общепринятым понятиям отец — это тот, кто фактически заботится о ребенке. Даже при таком коротком обзоре можно заметить, что, к сожалению, в этой сфере легко все перепутать. Может оказаться, что один человек является биологическим отцом, совсем другому человеку законом приписаны функции отца, а фактически воспитывает ребенка третий. Конечно, это оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

Необходимо также сказать о духовном отцовстве. Естественно, первым духовным отцом должен быть тот, кто воспитывает ребенка (не обязательно родной отец, это может быть, например, мужчина, усыновивший ребенка). Однако нет ничего плохого в том, чтобы молодой человек нашел себе духовного отца вне семьи. Если такой духовный отец — человек определенного духовного уровня, это может оставить положительный отпечаток на всей дальнейшей жизни воспитанника. К роли духовных отцов особым образом призваны духовные лица (священники и монахи).

И конечно, нельзя не упомянуть о теологическом аспекте отцовства, о том, что Бог-Отец может быть образцом для каждого отца. К сожалению, образ Бога-Отца в воображении современных людей в значительной степени деформирован. Сам Бог, конечно, не может быть подвергнут деформации, хотя бы потому, что понятия нашего материального мира (форма, время и т. п.) Его не касаются. Но многие, даже верующие люди, создают для себя образ Бога, отличный от того, каким представляет Его Библия и учение Церкви. В результате многие отвергают эту карикатуру на Бога, которую сами же и создали по своему разумению и для своей собственной надобности, считая при этом, что отвергают настоящего Бога: «Раз Бог таков, то я в Него не буду верить». Несчастные, они не знают, что Он не «таков». Настоящего Бога, такого, каким Он есть, — воплощение Всемогущества, Добра и Любви — ни один разумный человек не отвергает.

Большую помощь в создании положительного образа земного отцовства могут оказать примеры святых отцов. Тут я в первую очередь назвал бы восхитительного, необычайного человека — святого Иосифа. На первый взгляд может показаться, что в Евангелии говорится о нем очень мало. Но стоило бы задуматься над теми немногими словами: Бог-Отец доверил человеческим рукам этого молодого плотника из Назарета Сына Божия, когда Он принял человеческий облик. Из всех фрагментов, в которых говорится непосредственно о святом Иосифе, следует, что он был человеком, который всегда умел ставить себя на второй план. А именно это и является важнейшей чертой настоящего отца. На примере личности святого Иосифа мы видим, как прекрасно можно выполнять отцовские функции, не будучи отцом в биологическом смысле.

Источник: Яцек Пуликовский «Стоит быть отцом»

Пролистать наверх